Для кого пекли первый блин
Блин комАм и прочие языческие странности
Первый блин комам.
А второй знакомым.
Третий дальней родне,
А четвёртый мне.
Начитался сегодня про Масленицу, началась она, и захотелось размышлениями поделиться.
Читал, читал – ну ничего не стыкуется:)
Блин — в языческой традиции символизирует Солнце. (Предлагаю запомнить, как некую аксиому).
Именно на Масленицу с глубокой древности принято печь блины.
Праздник этот, как я понял, появился в процессе борьбы христианских традиций с языческими.
Был такой языческий праздник – Комоедица. Связанный с пробуждением природы и косолапого мишки. Отмечался он немного позже – в день весеннего равноденствия, 21 марта.
Понятное дело, что христианство на Руси постепенно не просто вытесняло язычество, оно, как бы, нарастало сверху: храмы строили поверх капищ, праздники подводили один под другой. Вот так традиции Комоедицы слились с Масленичными.
Пекли на Комоедицу и блины. И первый блин полагался комАм.
— духи, обитающие в кронах, а в традиционном варианте – комах деревьев;
— медведи, которые также именовались комами (отсюда и Комоедица – праздник, посвященный пробуждению медведя).
Про духов с подобным именем мне вообще ничего более-менее убедительного раскопать не удалось.
С медведями – проще. Культ медведя достаточно тесно связан с культом предков и поминальными обрядами. Медведь издревле наш, славянский – дедушка, первопредок. Лишенный шкуры он, кстати, очень похож на человека.
Есть только одна неувязка. Когда изучаешь так называемый «медвежий культ», все следы ведут к неандертальцам. Это у них было поклонение медведю, это они заполняли пещеры медвежьими лапами и черепами. Чему есть отголоски и в наших сказках, как ни странно. Ведь мы-то – из другой человеческой ветви – из кроманьонской. Мы этих неандертальцев побили, съели и в очень малом проценте ассимилировали (нашли ученые в нас немного неандертальских генов).
А праздник что же, остался от неандертальцев?
Ну и, самое главное, блин – это не символ медведя. Блин – символ солнца…
В общем, как ни займусь я историей славянской, где ни копну – всё так запутанно и переврано – зацепиться не за что.
Ах, да. Ну и финал этой блинной истории.
В конце концов, язык сам избавился от мистических «комов».
В христианской Руси блин комАм стал блином комОм.
Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали теперь за упокой души. И этот блин должен был, видимо, вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул усопших.
В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. Разучились, в общем, хозяйки блины печь.
Кому же все-таки первый блин?
Помните ли первый случай, когда услышали поговорку «первый блин комом»? Ребенок спрашивает, что это значит, и взрослые объясняют то, что сами слышали в семье или, быть может, от учителя.
Я столкнулась не с поговоркой, а с приговариванием: «Первый блин кумАм, второй друзьям, третий нам». Это когда пеклись блины и раскладывались на три стопки.
Блины промасливали и, чтобы не заниматься с каждым блином отдельно, делали это после того, как в каждой стопке появлялся новый горячий блин. При этом верх первой стопки успевал подостыть основательно, и масло на нем слабо таяло, а на третьей, которая нам, кусочек масла истаивал полностью, то есть эти блины были самые масляные.
Нарочно или случайно так делали? Стопка блинов, которая нам, тотчас шла на стол, две другие оставались для гостей и для похода в гости. Фото: Depositphotos
Приговаривание помогает тем людям, которые лучше другого запоминают звуки слов, не путать порядок действий. Приговаривание помогало класть блины в каждую стопку в свой черед. Тем, кто всегда помнит свои последние действия, не понять, зачем это надо людям другого склада.
Итак, приговаривание при выпечке блинов. Но кто такие кумы или кумовья? Сейчас так называют кого попало, любых далеких родственников или друзей-подружек, а раньше кумовьями были крестные отец и мать по отношению к родителям ребенка. В кумовья приглашали самых уважаемых людей, поскольку их покровительство могло немало дать ребенку за годы детства. Так что не удивительно, что первый блин в знак уважения отдавался им. А праздник с блинчиками, в которые можно было завернуть что-либо особо вкусное, был поводом напомнить крестным родителям о ребенке, который нуждается в их попечении.
Однажды при неудаче в блинопечении бабушка сказала: «Первый блин комам, отдай птичкам», — и я вынесла его воробушкам. Когда гуляли весной по лугу, она предложила мне послушать, как ком звенит. Непонятная фраза, для меня ведь ком — это что-то скомканное, собранное вместе: ком снега, комок муки в тесте. Оказалось, что речь идет о птичке, которая комочком летает вверх-вниз или зависает в небе на одном месте и там тоненько поет. Поющий комочек перьев. Речь идет о жаворонке. Фото: Depositphotos
Чуть позже я прочитала, что жаворонок похож на воробья, весит около 40 граммов (это полевой, а лесной вдвое меньше) при длине около 18 см, самец взлетает в небо на высоту до 150 метров и там звучит наиболее звонко. На жаворонков в воздухе охотится сокол-чеглок, ими и питается. Спасаясь от него и от других хищных птиц, жаворонок, подобно кому земли, падает в траву. Потому в некоторых местностях его так и зовут — комом.
В словаре Даля указано, что жаворонка называют комом в Псковской губернии, но, видимо, не только там. Жаворонки прилетают очень рано, еще до таяния снега, когда появляются самые первые проталины. Питаются семенами, которые иногда уцелевают на прошлогодних лопухах и прочих торчащих из-под снега растениях. Нелегко им приходится по весне, ведь эти же семена всю зиму ели другие птицы, могли ничего не оставить.
Так что вполне понятно, что первый блин отдается комам — вестникам весны, которым очень нужна помощь человека. Да и не жаль первый блин, который на недостаточно разогретой сковородке часто получается комом. Если блин комом — отдай его комам. Жаворонок
Фото: pixabay.com
Прошло много лет, и я узнала о жизни почвы. О том, как много в ней микроорганизмов, как они полезны растениям, как важно земле быть влажной, быстро согреваться, чтобы микробы пробудились и к началу сокодвижения создали насыщенный питательными веществами почвенный раствор. О том, что знаменитый огородник Ефим Грачёв выносил на гряды и рассыпал неперемерзшую землю из подвала или бурта для того, чтобы запустить жизнь почвы, чтобы поскорее появился тот особенный запах созревшей для посева земли, который так любят земледельцы.
И о том, что хозяйки широким взмахом выплескивали воду из ведра на огород или под деревья, чтобы как можно чаще почва получала теплые питательные капельки. В ведре мыли посуду, в него сбрасывали крошки и остатки пищи, а потом все это веером разлеталось над землей. В самом деле, зачем питание сбрасывать или сливать в компостную кучу, где оно половину силы без толку потеряет, если, попав на поверхность земли, оно в ближайшие минуты будет усвоено почвенными обитателями? Пройдет всего 20 минут, и их число в этом месте удвоится и дальше будет расти в геометрической прогрессии. Огородник Ефим Грачёв рассыпал на гряды неперемерзшую землю из подвала, чтобы запустить жизнь почвы
Фото: pixabay.com
И поговорка «первый блин комам получила для меня новое значение: если неудачный блин выбросить в такое ведро с помоями, то он там растворится и напитает комья земли, ежели она была перекопана под зиму (что, вообще-то, делать ни к чему). Итак, «первый блин — земляным комам», такова была моя дачная версия.
Каково же было мое удивление, когда я узнала о масленичном обычае относить блин в лес и класть на пень или под дерево. То есть на комель или под комель. Зачем? Землю накормить? Или птичек, тех же лесных жаворонков?
Оказалось, что ком — дух леса или дерева, живущий под комлем. И обычай угощать кома относится не только к Масленице. Грибники зарывали крошки в лесную подстилку, а на следующий год в этом месте нередко находили самые ценные грибы и считали, что это Ком так отблагодарил. То ли грибница на крошках разрасталась, то ли на руках грибника спор много, и он их с крошками в землю вносил, то ли искал в этом месте более внимательно, но Ком ожидания, как правило, не обманывал. Может быть и так, что лесную подстилку в этом месте подрывали кабаны, и можно было считать, что это они позарились на грибы, оставленные Комом, если грибов на месте не оказывалось.
Приблизительно в 2008 году в печать попала статья о том, что полный вариант пословицы такой: «Первый блин комам, второй знакомым, третий дальней родне, а четвертый — мне». И комы — это медведи. Блины выпекали на Комоедицу. Существовали ритуалы с обыгрыванием пробуждения медведя от спячки. Он ведь хозяин леса, как же можно его не известить о радостном событии? Фото: Depositphotos
Есть предположение, что медведи были обычными домашними животными, как у нас сейчас собаки, и немало помогали по хозяйству, как сейчас в Индии помогают слоны. Причем слоны живут на свободе и приходят на работу по своей доброй воле, так же мог и медведь. Посмотришь на медведя в цирке, как он с бревнышком играется и на велосипеде катается, и думается, что действительно мог бы помогать бревна на стены изб накатывать. Весна наступает — работы много, пора помощника будить. Почему бы не разбудить сластену вкусным блинком с медком.
Это, конечно, если медведь и правда был животным домашним, дикого медведя лучше не тревожить, опасно. Хотя в Сети есть видео с сибирскими бабушками, которые лесных медведей словами воспитывают.
Странно мне стало, с чего бы медведя комом называли. И я не знаю, что за Комоедица. Может, это просто последние остатки муки, последние комочки в эти дни в тесто пускали. Спрошу-ка у знающего человека. Есть предположение, что медведи были домашними животными и немало помогали по хозяйству
Фото: pixabay.com
Он не подтвердил, что медведь назывался комом, зато рассказал еще одну версию: ком дерева — это его вершина, то есть ствол, сучья, ветви, листва. Дерево — это ком зелени сверху, ком корней снизу. Оба кома можно резать, дерево будет жить и отрезанное восстанавливать, а комель сильно повредишь — дерево погибнет.
«Блин кОму» — это значит на ветви в саду блин повесить. Птички прилетят, склюют сперва блин, а потом и всяких выползающих насекомых, семена сорняков подчистую подберут, да заодно землю удобрят, птичий помет очень питательный. Сколько раз блины или хлеб печешь, столько раз птиц угощай — и вредителей не будет, а листья у деревьев будут большие, как лопухи. Размером с блин, который повесишь. Фото: Depositphotos
И ведь правда, бывают такие большие листья, к примеру, у тополя, когда питание от всей корневой системы идет нескольким ветвям, оставшимся после кронирования, или топинга, есть такой варварский прием ухода за деревьями у городских озеленителей. Дух дерева, живущий под комлем, ни за какие блины не простит такое издевательство. Но может быть, прощал людей в деревнях, когда они, замерзая в лютую стужу, пилили дерево ради топлива, а потом благодарили первым блином за спасение.
Так кому же первый блин: куму, кому-жаворонку, кому земли, кому — духу дерева, или кому-медведю? Кто что знает на этот счет?
Обсуждение:первый блин — комом
Почему медведям первый блин? У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки.
Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм. Но несмотря на то, что орфография теперь уже совпадала, и ком стал комом, до нашей современной трактовки пословицы все еще далеко. Первый блин, который выпекали на Масляной неделе, отдавали за упокой души. И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.
В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания.
На Масленицу (языческий праздник) пеклись блины, как символ молодого солнца. «первый блин — КОМАМ», т. е. медведям. Раньше Масленица праздновалась в период примерно с 22 марта по 28 марта (солнечная фаза пробуждения солнца). (Теперь она привязывается к Пасхе) 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя. Этот праздник назывался Комоедица или Медвежий праздник. Медведь просыпается после зимней спячки. Мужчины чествовали его в особой медвежьей пляске и Велесовой борьбой. Старшие женщины пекли комы — обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки, овса, гороха или ячменя. Несли их в лес и оставляли на пеньках, как подношение медведю (Велесу), чтобы тот отводил хищных зверей от домашнего скота. Богов оберегали, поэтому их имя менялось в жизни. Он отождествлялся с медведем. Также считалось, что души умерших прилетали из созвездия медведицы в облике птиц к домам родных в виде птиц. Также пеклись «жаворонки» из ржаной муки. Дети крошили их птицам и после ели сами. Эти ритуалы проводились, для того, чтобы зима скорее уходила и приходила весна. Сейчас Масленица празднуется как праздник проводов зимы. (Информация взята из книги Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. ЗИМА-ЧАРОДЕЙКА (книга для педагогов и родителей). — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. — 96 с. ISBN 978-5-4310-0124-6 Страницы 44-47) В книге Рыбаков Б.А. «Язычество Древней Руси» . Медвежьи праздники именовались у древних греков «comoedia», что послужило основой позднейшему названию — «комедии». Также в ней объясняется происхождение слова «КОМ». (Скоморохи, комедия). Если читать белорусскую литературу, там есть о комах.
Думаю, глубокий смысл русской народной сказки «Колобок» скрыт там же. Ком — комок — колобок. Впрочем, популярный в настоящее время вариант сказки «Колобок» отличается от старинного варианта, в котором звери откусывали от Колобка по кусочку, пока последний зверь не съедал остаток. На основании данного старинного варианта сказки исследователи фольклора считают сказку «Колобок» рассказом о фазах стареющей луны. Кстати, колобком изначально назывался вовсе не шарообразный хлеб, который сложно сделать, а каравай (коло-бок, «коло» — круг, круглый, всё вместе — «круглый бок»).
Maximych › Блог › Первый блин — как? Неа, первый блин — кому!))
Всем известная поговорка «первый блин комом»
изначально никакого отношения к комкам не имела.
В старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая,
чему ж там скомкаться?
А ведь когда что-то не получается с первого раза,
мы частенько говорим, мол, «первый блин комом».
Есть несколько версий происхождения поговорки, по некоторым из них
правильное её написание — «первый блин комАм»,
с ударением на букву «а», по другим же она дошла к нам в неизменном виде.
Какая из них правильная? Думаю, мы настолько далеки от тех времен,
что сказать наверняка невозможно, зато каждый может выбрать
именно тот вариант, которые ему ближе.
Вариант первый:
Одним из самых почитаемых животных во многих культах и верованиях был медведь. Он олицетворял собой силу, мудрость, плодородие, а так же охранял и оберегал людей. Славяне считали медведя своим предком и прародителем, повелителем леса, в дальнейшем он переродился в божество – Велеса – покровителя «скота». Произошло это, скорее всего из-за превращения охотников в земледельцев и изменения взглядов и приоритетов. Но даже это не изменило веры в то, что медвежья лапа — наилучший оберег дома и хлева. У медведя было много имен, истинным считалось Бер, от него и произошло слово берлога – логово бера. Но произносить его ни в коем случае было нельзя, иначе косолапый мог явиться, поэтому его заменяли другими – медведь, мишка, бурый, ком. От последнего и произошла поговорка про блин. Вместо масленицы славяне отмечали праздник Комоедица – то есть время пробуждения медведей. Приходился он на весеннее равноденствие. Считалось, что в это время заканчивается зима, начинается весна и просыпаются медведи. Символом солнца тогда, да и поныне является блин — их пекли на этот праздник, призывая солнышко и тепло. И что бы задобрить голодного покровителя и год был удачным, первый блин относили ему – косолапому. Отсюда и пошло – «первый блин комАм», то есть медведям. Кстати, косвенным подтверждением того, что медведь именовался комом можно считать дошедшее до нас старое название ягоды ежевики – команика (медвежья ягода).
Вариант второй:
Масленица является переходным периодом от зимы к лету, от тьмы и холода к солнцу и теплу. Праздник символизировал приход нового времени, жизни, прощание с прошлым. В эти дни старались избавиться от всего старого, не нужного, того, что не хотели бы брать с собой – горести, печали, беды. Считалось, что в масленицу человек наиболее близок к своим предкам, что в эти дни они незримо находятся рядом. И что бы их помянуть первый блин съедали за упокой души ушедших близких и родственников. А так как людям было грустно от воспоминаний и на глазах наворачивались слезы – блин вставал комом в горле. Если верить данной версии, то написание у поговорки сохранилось верное — «первый блин комом», но суть поменялась.
Вариант третий:
Так как масленица была не только поводом для веселья, но и временем для общения с предками, то первый блин отдавался именно им. Древние славяне хоронили своих усопших на деревьях. Считалось, что в кронах остаются духи предков, которые назывались комами. Блины развешивали по веткам, отдавая таким образом дань памяти. Славяне верили, что птицы, которые прилетают полакомиться угощением, являются воплощением этих самых духов. То есть «первый блин комАм» — отдавался духам.
Вариант четвертый:
Комами или жаворонками называли специальные булочки, которые пекли на 9 марта, праздник 40 Севастийских мучеников. Посвящен он людям, стойко верующим в Бога и отрекшимся от язычества, несмотря на все истязания и испытания. Внешне выпечка напоминала небольших птиц. Почему именно жаворонки? Христиане считали, что эти птицы ближе всего к богу, высоко взлетают ввысь, приближаясь к нему, и резко падают вниз «ослепленные его величием». Праздник этот по времени соотносят с масленицей, и возможно именно название булочек — «комы» породило поговорку.
Все версии такие разные, и так казалось бы не похожи друг на друга, но все они едины в одном – первый блин посвящался предкам, будь это прародитель медведь, или родственник. Получается, что съедая первый блин, мы все невольно обращаемся к нашим корням.
Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
Первый блин Комам
Что ж, давайте разберём, кто такие Комы, и почему нигде, ни в сказках, ни в языке, ни в каких других фольклорных и исследовательских источниках нет связи Кома и медведя. Всё дело в том, что они собственно никак и не связаны за исключением того, что просыпаются весной. Настоящее имя медведя Вы правильно нашли, это Бер.
И он действительно просыпается приблизительно на Масленицу. Бер это не просто медведь как зверь, а это ещё и дух Зверя — Хозяина Леса, отсюда и его связь с Велесом. Бер — хозяин леса, его защитник и распорядитель, как одна из ипостасей Велеса.
Ком — это ДУХ ДЕРЕВА живущий внизу в утолщении ствола поэтому и низ ствола называется КОМель. И дерево спиливали под КОМель, то есть брали часть дерева до Кома. Духи деревьев тоже в это время просыпаются, и вот им-то и идёт первый блин. Первые блины несли в лес и клали на пни, то есть на место где живёт Ком. Согласитесь, нести блин к берлоге где вот-вот проснётся голодная Зверюга дело далеко небезопасное 🙂 Да и как правило все известные берлоги люди к весне опустошали.
Теперь дальше о Бере. Он просыпается вместе с Комами, то есть Хозяин Леса вступает в свои права и вот тут нужно некое разъяснение.
Чем питаются духи? Конечно силой (энергией) духом.
Когда печётся обрядовый блин, он ассоциируется с Солнышком, и в него хозяйка закладывает свою силу (энергию) свой дух. Кладя блин на пень Кому ему и посвящается Сила. А сам блин — плоть? Вот эта плоть посвящается Беру хозяину леса! Но не с тем чтобы он его сам съел (медведь да ещё и голодный у деревни гость очень даже нежелательный), а с тем, чтобы он как ХОЗЯИН распределил его по своим наиболее нуждающимся подопечным. Кому в семье несли всё добытое? Конечно главному в семье — хозяину, а он уже распределял кому оно нужнее. Вот и тут такая же аналогия. Отдали Хозяину Леса, а тот голодную птичку к блину послал, или мышку, или ещё кого с голода страдающего.
Таким образом одно действо вмещает в себя три основных момента 1. одариваем силой пробуждающихся Комов, 2. оказываем честь Хозяину Леса Беру, 3. подкармливаем местных зверушек и птичек, кои к весне уже всю еду в лесу как правило подъели.
Вообще Масленица да и все другие славянские народные праздники очень ёмкие по своим содержаниям которые заложены друг в друга как матрёшка в матрёшке, но многие исследователи диссертации пишут глядя только с одной стороны. Отсюда и появляются такие теории которые никак не могут подтвердить доказательствами 🙂
Первый блин комом
Удивительное дело, но всем известная поговорка «первый блин комом» изначально никакого отношения к комкам не имела. Да и сами подумайте – в старину на Руси блины пекли в печи, не переворачивая, чему ж там скомкаться? А ведь когда что-то не получается с первого раза, мы частенько говорим, мол, «первый блин комом». На самом же деле, звучит это выражение немного по-другому, причём это «немного» — всего в одну букву — меняет весь смысл! [cut]
Та присказка, что дошла до нас является лишь частью пословицы, причём искажённой, а полностью она звучит так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Именно так – «комам», через «а». Кто такие эти комы, спросите вы, и почему это они трескают наши блины, да ещё в первую очередь!?
А это братья наши меньшие, бурые да косолапые, они же медведи, которых в старину на наши предки комами называли, и даже наш любимый праздник Масленица, который имеет языческие корни, некогда назывался Комоедицей. Но давайте по-порядку. .
медвежья лапа В старину культ медведя существовал у многих народов. Медведя и у древних славян, и у кельтов, и у скифов почитали как Повелителя леса, а у славян культ Медведя воплотился в такое древнее божество, как Велес. Кстати правильнее называть культ Бурого, ведь Мед-ведь, (ведающий, где мед) это ничто иное, как почтительное иносказание. Настоящее имя произносить вслух было нельзя, дабы не призвать невзначай. А может исконное имя этого зверя содержится в названии медвежьего дома: “логово бера” – берлога. “Ком”, вероятно, тоже иносказательное: из-за кажущейся неуклюжести медведь действительно похож на большой шерстяной комок. Культ Бурого развивался наряду с народным хозяйством. Человек из охотника постепенно превратился в скотовода — и медведь становится «скотьим богом», и медвежья лапа становится самым верным оберегом дома и хлева.
В мифологических представлениях мы видим медведя, выступающего как божество, он — основатель традиции, предок и родоначальник, тотем, дух-охранитель и дух-целитель, хозяин нижнего мира и элемент астрального кода, а так же воплощение души и помощник шамана. Также медведя почитают как предка людей, их старшего родственника. Медведь был общеплеменным культом у индейцев. Он считался символом смелости, силы, стойкости и выносливости; но также ярости, жестокости и лени. А вот в мистической литературе медведь выступает символом гиперсексуальности. В иконографии медведь — символ укротившей себя плоти. Медведица, вылизывающая медвежонка и тем самым словно придающая ему окончательную форму, является символом искусства, формирующего и гарантирующего костную природу.
Так всё же почему медведям — первый блин? У многих народов, и у славян в том числе, существовал обычай первые блины отдавать комам, так по-древнеславянски называли медведей. Ведь наши предки почитали праздник Комоедица, который посвящали пробуждению медведей, коих они считали прародителями людей. Первые выпеченные хозяйкой блины, относились к берлоге медведей, которые как раз просыпались от зимней спячки и были жутко голодными.
КомоедицаСо временем пословица претерпела изменение. В уже христианской Руси блин комАм становится комОм. Первый блин, который выпекался на Масляной неделе, по обычаю отдавали за упокой души. И когда человек вспоминал о своих умерших родителях или других родственниках, этот блин и был должен вставать комом в горле. А в городах первый «масленичный» блин отдавался нищему, чтобы тот помянул всех усопших.
Ну а в наше время мишек уже никто не задабривает, да и про старый христианский обычай вспоминают нечасто. А вот поговорка прижилась, немного перестроилась на новый лад, да и живет своей отдельной жизнью, обозначая неуспех первого начинания. Вот таков он – первый блин комом!
Кстати ещё одна странность. Вы как говорите, печь блины или жарить? Ведь если когда-то блины именно пекли в печи, то теперь мы их жарим на сковородке. Меняются времена, меняются люди и обычаи, а некоторые выражения так приживаются, что мы даже не задумываемся о их происхождении, а порой они и вовсе становятся крылатыми, но это уже совсем другая история.
https://www.povarenok.ru/blog/show/25566/
Первый блин — комАМ!
Патриарху на Масленицу блинов не положено, а медведям — в первую очередь
Наесться блинов и напиться так, чтобы в Великий пост не было стыдно за бесцельно проведенную Масленицу, — традиция, дошедшая до нас со времен языческой Руси. Однако сама церковь не считает Масленицу православным праздником и уж тем более не делает культа из поедания блинов. Не то чтобы запрещает, но и ни в коем случае не поощряет. “Нет, патриарх не будет есть на Масленицу блины, и в монастырях их специально готовить не станут, да и вообще — ни одного священнослужителя с блином в зубах в эти дни, когда на улицах на каждом углу возникнут блинные лотки, вы не увидите” — таков был вердикт представителей Русской православной церкви. И это неудивительно. Масленица — она языческая, и церковники ее не любят. А народ — совсем наоборот.
— Последняя неделя перед Великим постом по времени совпадает с языческим праздником проводов зимы и встречи весны, который отмечали все народы Европы в дохристианский период. У восточных славян этот праздник получил название Масленица, — рассказали “МК” в Московской патриархии. — Это всего лишь название недели, дошедшее до нас с древних времен, но в церковном календаре нет праздника Масленица — есть “сырная неделя”, или мясопустная. Такое название последняя седмица перед Великим постом получила, потому что уже не едят мясо, но разрешены сыр, молочные продукты и яйца. Собственно, все эти ингредиенты и входят в состав блинов. Блины, разумеется, не грех покушать, но это совсем не обязательно. Надо сказать, эта народная традиция не имеет ничего общего с православной верой. Просто из Масленицы сделали культ, и многие обыватели считают, что чем больше блинов они съедят, тем ближе станут к Богу. Это вовсе не так — напротив, в патриархии и монастырях специально выпекать оладушки и устраивать застолья никто не будет. Кстати, вы не увидите ни одного священнослужителя в очереди за блинами на Красной площади.
Православная церковь, как известно, осуждает все языческие традиции. Это понятно, ведь, что ни говори, вера-то Христова — привнесенная. А про богов дохристианских, не говоря уже про традиции старославянские, россияне вспоминают без конца и без края. Всеми любимая и традиционно широко разгульная Масленица — главное тому доказательство. Этот праздник испокон веков был озорным и веселым прощанием с зимой и встречей весны. Наши предки старались умаслить бога Велеса — покровителя земледелия и скотоводства. Вот и пекли символ Солнца: сначала пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, получились блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным оладушком они съедают частичку божественного тепла и могущества. Во время Масленицы гулянья продолжались всю неделю. Еще бы, считалось, что если вволю не потешиться на праздник — значит, жить тебе в горькой беде. По улицам возили соломенную куклу — масленицу, или зиму, — одетую в кафтан, шапку, опоясанную кушаком, в лаптях. Под конец Масленицы ее сжигали, прощаясь таким образом с зимой.
Кстати, популярное выражение “первый блин комам” — именно так оно звучало у древних славян — означало отнюдь не то, что сегодня. Это был обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. В наше время никто мишек не задабривает, и лишь в христианской Руси тот самый блин комам стал комом — этим метаморфоза обязана обычаю: первый блин отдавать за упокой души, т.е. такой блин вставал комом в горле. Блин, выпекаемый первым на Масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко “для душ родительских” со словами: “Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!” В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших.
— Даже обряды Масленицы, сохранившиеся в народной традиции и в настоящее время, непосредственно связаны с языческими культами предков, семейно-родовых отношений и плодородия, — рассказывает протоиерей отец Михаил Ардов — настоятель храма во имя Царя Мученика Николая II на Головинском кладбище. — На семейно-родовой характер Масленицы указывают и названия дней праздника — “тещины вечерки” (пятница), “золовкины посиделки” (суббота), а обязательные для Масленицы блины (языческий символ солнца) были традиционным поминальным блюдом восточных славян. Народы Западной Европы отмечают этот праздник, устраивая карнавалы (от лат. “carne vale” — “прощай, мясо”) — костюмированные шествия и театрализованные представления. Все эти шествия и гуляния совсем не приветствуются православной церковью. А у нас до сих пор на центральных улицах городов сжигают чучело — бесспорное доказательство языческой традиции.
В церковных же службах всю неделю напоминают верующим о состоянии человека до и после грехопадения, о пришествии на землю Иисуса Христа и призывают к посту и покаянию. Суббота накануне мясопустной недели называется Вселенской родительской субботой и посвящена поминовению усопших. А последний день перед Великим постом получил название Прощеное воскресенье. В этот день люди просят друг у друга прощения и совершают покаяние в своих прегрешениях.